«Непослушание и капризы детей: что за этим стоит?»
Кто-то, когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв:
Что же такое – «трудные» дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются «трудные» дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
Портрет «трудного» ребёнка:
- не контролирует собственное поведение;
- не осознаёт своих и чужих чувств и эмоций;
- не соблюдает правила поведения в дошкольных и школьных учреждениях;
- не реагирует на замечания родителей и педагогов;
- часто устраивает истерики;
- не умеет вести себя в общественных местах;
- вызывает раздражение у взрослых;
- становится изгоем в детском коллективе.
Ошибки родителей в воспитании, которые могут привести к формированию трудностей в поведении детей.
Ошибка №1. Воспитание «кумира семьи»
Ошибка №2. Отсутствие наказаний в семье и ответственности ребёнка за свои поступки
Ошибка №3. Гиперопека
Ошибка №4. Неправильный пример родителей
Ошибка №5. Отсутствие чётких «нельзя» и «можно»
Ошибка №6. Перекладывание воспитательной функции на общественные институты
Причины «плохого» поведения
Ø Привлечение внимания
Что делать родителям:
· чаще обращайтесь к ребёнку по имени, говорите ему ласковые слова;
· если ребёнок начинает плохо вести себя, отвлеките его, дайте ему какое-нибудь поручение (полить цветы, протереть пыль, убрать со стола посуду) и обязательно похвалите за выполнение;
· проводите свободное время с ребёнком, гуляйте, играйте. Пусть он чувствует себя нужным и значимым человеком в вашей жизни, а не досадной помехой в родительских делах.
Ø Стремление к власти
Что делать родителям:
· признайте силу ребёнка, но вместе с его ответственностью;
· поставьте границы непозволительного поведения: нельзя драться и обзывать родителей, взрослых, детей в группе; нельзя ломать и портить свои и чужие игрушки. Если ребёнок перешёл эти границы – за поступком должно следовать наказание. Его следует обговорить с ребёнком ещё до совершения «противоправных» действий;
· научите ребёнка управлять собой и своими эмоциями, справляться с гневом, яростью и агрессией.
Ø Месть
Что делать родителям:
- учите детей говорить о своих чувствах и переживаниях, чаще спрашивайте «Что ты сейчас чувствуешь? Какое у тебя сегодня настроение?»;
- после ссоры с ребёнком попросите прощения; если не сдержались и накричали на него, обсудите, почему вы поссорились и что можно сделать, чтобы избежать этого в дальнейшем;
- не бойтесь показать свои чувства перед ребёнком. Ваш авторитет от этого не пострадает. Да, вам тоже иногда бывает и грустно, и обидно, и стыдно за свои ошибки.
Ø Избегание неудач
Что делать родителям:
· создавать ситуации успеха, в которых ребёнок сможет проявить свои сильные стороны;
· повышать самооценку ребёнка, хвалить за проявление настойчивости, доведение начатого до конца;
· научить думать о себе в позитивном ключе ;
· сравнивать ребёнка только с самим собой, не с другими;
· поддерживать и помогать при возникающих трудностях, но не делать за него.
Ø Возрастные кризисы
Ø Что делать родителям:
· изучать инфрмацию об особенностях проявления кризисов;
· обратиться к специалистам.
Ø Физиологические причины (СДВГ, РАС, ЗПР, УО, психические заболевания, травма, стресс)
Что делать родителям:
· Обратиться за помощью к медикам, психологам, педагогам.
Рекомендации психолога родителям «трудных» детей
- Начните воспитание ребёнка с себя. Собственный пример спокойного, уравновешенного поведения принесёт пользы больше, чем долгая нравоучительная беседа.
- Любите своего ребёнка любого: капризного, непослушного, упрямого и обидчивого. 90% случаев непослушания у детей связаны с нехваткой родительской любви и внимания.
- Родителям важно иметь представления о кризисных этапах в развитии ребёнка. Тогда им будет проще понять и правильно реагировать на особенности в поведении сына или дочери.
- Учите детей прислушиваться к себе, к своим чувствам, различать и понимать их. Тогда он научится справляться с ними.
- Не стремитесь к званию идеального родителя и идеального ребёнка. Каждый имеет право на ошибку.
- Обратите внимание, в какие игры играет ребёнок, какие мультфильмы смотрит, каким героям он подражает, с кого берёт пример.
- Наказания – да, но не забывайте и о поощрении, похвале за хорошее поведение.
- Запомните: добиться хорошего поведения от ребёнка можно не только с помощью наказаний, но и с помощью доверительных бесед.
- Если ребёнку что-то нельзя, то это нельзя всегда, при любых обстоятельствах, независимо от настроения родителей.
- Научитесь правильно реагировать на истерики ребёнка. Трёхлетку можно отвлечь чем-нибудь интересным на улице или дома, истерику ребёнка постарше лучше проигнорировать, а после того, как ребёнок успокоится, обсудите с ним его неправильный поступок.
- Если не удается самим справиться с проблемой плохого поведения ребёнка – обратитесь за помощью к специалисту.
- Успокоительные препараты – только по назначению врача!
- Обещали наказать – накажите, обещали поощрить – поощряйте. Держите своё слово. И ребёнок будет поступать точно так же.
- Прикоснуться, обнять, поцеловать, взять за руку – лучший способ справиться с начинающейся истерикой. Если ребёнок начинает капризничать в магазине, на детской площадке, на улице, сядьте на корточки, окажитесь с ним в равной позиции и спокойным тоном объясните неправоту его поступка.
- Не навешивайте ярлыков на сына или дочь. Если ребёнку постоянно говорить, что он плохой, злой и непослушный, рано или поздно он действительно станет таким и будет вести себя соответствующе.
- И последняя рекомендация: всем правилам поведения, всем «можно» и «нельзя» учите ребёнка с самого раннего возраста, формируйте у него культуру поведения дома и на улице.
Запомните, дорогие родители:
даже самый «трудный» и неуправляемый ребёнок может стать послушным, если будет ощущать себя важным, нужным и любимым. Именно ваша любовь и поддержка смогут помочь в борьбе с «трудным» поведением ребёнка!